Восприятие цветов

Рис. 95. Зрительные иллюзии: а — внутренний круг слева кажется больше внутреннего круга справа; б —отрезки, обозначенные буквами, равны, но кажутся неравными как части явно неравных по размеру фигур

Наши зрительные ощущения возникают и пропадают не сразу. При различной силе раздражения на это требуется от 0,1 до 0,25 с.

Под действием света глаз утомляется, его чувствительность ослабевает. Если после яркой лампы посмотреть на белый экран, будет видно темное (негативное) изображение лампы. На темном же фоне, например, если, посмотрев на яркую лампу, закрыть глаза, будет, наоборот, видно светлое ее изображение. След от предшествующего раздражения называется последовательным образом. Если он по светлоте и цветовому тону соответствует раздражителю, как во втором случае с лампой, — это будет положительный последовательный образ; отличающийся по светлоте и цветовому тону — отрицательный последовательный образ.

Если около 0,5 мин смотреть, не отводя глаз, на яркий красный предмет, легко заметить, что насыщенность красного цвета уменьшится — утомились красноощущающие элементы. Если затем быстро перевести взгляд на белый или серый экран, будет видно изображение предмета голубо-зеленого цвета. Это объясняется тем, что красноощущающие колбочки были утомлены и при взгляде на белую поверхность не сразу включились в работу. В результате вместо белого (серого) цвета глаз некоторое время видит «минус красный», т. е. голубо-зеленый цвет.

Изменение цветов в результате предварительного воздействия на глаз иных цветовых раздражителей называется последовательным цветовым контрастом. При длительном рассматривании карт или при переходе от одного вида освещения к другому это явление следует учитывать.

Однако в картографии значительно большую роль играет явление одновременного цветового контраста, когда цвет изменяется под влиянием окружающих или соприкасающихся с ним цветов. Одновременный контраст может быть светлотным, когда изменяется лишь светлота цвета (например, серый значок на черном фоне будет казаться более светлым, чем на белом фоне), или хроматическим, когда изменяется цветовой тон или насыщенность цвета. Например, в окружении зеленого красный цвет становится еще краснее, насыщеннее, желтый — изменяется в сторону оранжевого, так как к желтому прибавляется контрастный к фойу цвет, в данном случае красный. Цвета хроматического контраста близки к дополнительным, но вследствие неодинаковой чувствительности глаза к различным цветным лучам несколько отличаются от них. Однако это отличие невелико, и на практике им можно пренебречь. В равноступенном цветовом круге противоположные цвета можно считать контрастными друг к другу.

При оформлении карт явление хроматического контраста следует учитывать, например, при окраске значков (пунсонов), размещенных на цветном фоне, при фоновой окраске малых площадей в окружении больших и т. д.

Краевой светлотный контраст легко заметить на шкале ступеней, последовательно изменяющихся по светлоте. В результате контрастного взаимодействия соседних полей площадь каждой ступени кажется окрашенной неровно: светлее к более темной ступени и темнее — по границе с более светлой. Это же явление можно наблюдать и в светотеневом оформлении высокогорного рельефа на границе освещенных и теневых склонов в вершинной части гор, в результате чего светлые участки световых склонов кажутся еще светлее, а теневые склоны темнее, что усиливает пластический эффект.

На картах вдоль границ разноокрашенных цветных площадей бывает заметен и краевой хроматический контраст, особенно если цвета взяты достаточно насыщенными.

В некоторых случаях явление цветового контраста может способствовать улучшению оформления карты. Например, красный кружок на зеленом фоне будет казаться еще более красным, нередко превышающим по чистоте возможности данной краски. Если значки более светлые, чем фон, и фон к тому же не очень насыщен, то они будут казаться особенно яркими, броскими.

Аналогично влияние хроматического контраста, если на политической карте окраска маленького по площади государства дана цветом, контрастным к цвету более крупного соседнего государства.

Примером отрицательного влияния хроматического контраста может служить случай, когда цветной кружок в результате контрастного воздействия цвета фона станет хуже отличаться от кружков, обозначающих на карте другое явление.

Нужно иметь в виду, что цвет фигуры на белом фоне вследствие светлотного контраста кажется темнее, «грязнее». Чтобы использовать цветовой контраст для улучшения оформления, необходимо знать особенности этого явления.

Нужно иметь в виду, что теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) заметно слабее действуют на изменение цвета помещенной на них фигуры, чем цвета холодные (синий, голубой, зеленый, фиолетовый). Контрастное изменение цветов проявляется сильнее при средней яркости и насыщенности фигуры и фона. Изменение цветового тона особенно сильно заметно, когда отсутствует контраст по светлоте, т. е. фигура и фон имеют примерно одну светлоту. При значительной разнице в площадях фигуры и фона контраст проявляется сильнее. При этом надо учитывать, что из двух фигур, одинаковых по площади, сильнее меняется цвет той фигуры, у которой больше периметр.

Отметим, что сильно очерченные контуры (например, толстый черный ободок) мешают проявлению контраста.

Другие особенности восприятия цветов

При оформлении карт весьма важным является вопрос о читаемости, заметности картографических знаков на разных цветных фонах. Этот вопрос еще недостаточно хорошо изучен, однако установлено, что лучше всего читаются черные знаки на желтом фоне, несколько хуже — красные и синие на белом, а затем — черные на белом.

Особенно важно помнить, что знак более заметен при значительной разнице с фоном по светлоте. Различия в цветовом тоне и в насыщенности имеют меньшее значение. Например, знак, одинаковый с фоном по светлоте, может читаться недостаточно хорошо, даже если он сильно отличается от фона по цветовому тону или насыщенности. Но вполне хорошо может читаться знак, одинаковый по цветовому тону с фоном, при значительной разнице между ними по светлоте.

При оформлении карт нужно иметь в виду возникающие при определенных условиях зрительные иллюзии (рис. 95). Иллюзия цветовой пластики, заключающаяся в том, что теплые цвета кажутся нам несколько выступающими вперед, а холодные — отдаляющимися, широко используется при гипсометрическом оформлении рельефа.