Чертежные циркули

Рис. 34. Чертежный циркуль

Чертежный (круговой) циркуль (рис. 34, а) применяется при вычерчивании дуг и окружостей диаметром более 5 мм тушью или карандашом. Одна ножка циркуля имеет шарнирное соединение с наконечником, в который вставляют карандаш (рис. 32,6) или циркульный рейсфедер. Шарнирное соединение обеспечивает перпендикулярность рейсфедера к плоскости чер­тежа. Для вычерчивания окружностей диаметром более 150 мм используется удлинитель (рис. 34,а). При проведении из одного центра нескольких концентрических окружностей приме­няют специальные иголки и центрики (рис. 34,г). Ножка цир­куля с иглой должна быть немного длиннее ножки с рейсфеде­ром или графитом, при таком состоянии циркулем легче рабо­тать.

Рис. 35. Кронциркуль (а), рабочее положение иглы (б)

Кронциркуль (рис. 35,а). Предназначен для вычерчивания дуг и окружностей небольших размеров — до 7 мм. Чтобы ка­чество черчения было высоким, стержень с иглой должен сво­бодно вращаться в полом цилиндре и не качаться. Ось щечек рейсфедера должна находиться в одной плоскости с осью иглы и совпадать с ее острием (рис. 35,6).

Во время работы кронциркулем игла должна быть пер­пендикулярна к плоскости чертежа. При черчении вначале устанавливают иглу, затем опускают рейсфедер и вращают его слева направо один раз до получения требуемого изображения. Размер вычерчиваемой окружности устанавливается регулиро­вочным винтом, толщина линии — зажимным винтом. По окон­чании работы сначала поднимают рейсфедер, а затем иглу.

Перед началом работы выполняют проверку и заточку цир­кулей. Если иглы в циркуле неправильной формы или они за­тупились, их затачивают. Для этого иглу вынимают из ножки циркуля и равномерно обтачивают боковые стороны на наждачной бумаге. При установке игл в циркуле необходимо до­биться их одинаковой длины и сходимости в одной точке. После этого их закрепляют зажимными винтами. Разведение ножек циркуля регулируется винтами шарнирного устройства.

Чтобы устранить качание иглы, ее вывинчивают, отделяют рейсфедер от полого цилиндра и ударами молоточка умень­шают отверстие нижнего конца цилиндра. Боковое качание рей­сфедера устраняется прочным закреплением пружины. Тугое вращение иглы в трубке указывает на ее искривление. Погну­тый стержень прокатывают между металлическими пласти­нами. Ржавчину и грязь очищают шкуркой и протирают тря­почкой, смоченной в керосине.

Затем приступают к заточке рейсфедера, кронциркуля. Уравнивание створок рейсфедера выполняется вращением крон­циркуля на бруске при вертикальном положении иглы. После этого выполняют заточку внешних сторон створок рейсфедера, предварительно вынув иглу из кронциркуля. Заточка кронцир­куля проверяется вычерчиванием окружностей разного диа­метра и толщины. Если линия получается рваной, рейсфедер затачивают вновь.