Чертежные циркули
Чертежный (круговой) циркуль (рис. 34, а) применяется при вычерчивании дуг и окружостей диаметром более 5 мм тушью или карандашом. Одна ножка циркуля имеет шарнирное соединение с наконечником, в который вставляют карандаш (рис. 32,6) или циркульный рейсфедер. Шарнирное соединение обеспечивает перпендикулярность рейсфедера к плоскости чертежа. Для вычерчивания окружностей диаметром более 150 мм используется удлинитель (рис. 34,а). При проведении из одного центра нескольких концентрических окружностей применяют специальные иголки и центрики (рис. 34,г). Ножка циркуля с иглой должна быть немного длиннее ножки с рейсфедером или графитом, при таком состоянии циркулем легче работать.
Кронциркуль (рис. 35,а). Предназначен для вычерчивания дуг и окружностей небольших размеров — до 7 мм. Чтобы качество черчения было высоким, стержень с иглой должен свободно вращаться в полом цилиндре и не качаться. Ось щечек рейсфедера должна находиться в одной плоскости с осью иглы и совпадать с ее острием (рис. 35,6).
Во время работы кронциркулем игла должна быть перпендикулярна к плоскости чертежа. При черчении вначале устанавливают иглу, затем опускают рейсфедер и вращают его слева направо один раз до получения требуемого изображения. Размер вычерчиваемой окружности устанавливается регулировочным винтом, толщина линии — зажимным винтом. По окончании работы сначала поднимают рейсфедер, а затем иглу.
Перед началом работы выполняют проверку и заточку циркулей. Если иглы в циркуле неправильной формы или они затупились, их затачивают. Для этого иглу вынимают из ножки циркуля и равномерно обтачивают боковые стороны на наждачной бумаге. При установке игл в циркуле необходимо добиться их одинаковой длины и сходимости в одной точке. После этого их закрепляют зажимными винтами. Разведение ножек циркуля регулируется винтами шарнирного устройства.
Чтобы устранить качание иглы, ее вывинчивают, отделяют рейсфедер от полого цилиндра и ударами молоточка уменьшают отверстие нижнего конца цилиндра. Боковое качание рейсфедера устраняется прочным закреплением пружины. Тугое вращение иглы в трубке указывает на ее искривление. Погнутый стержень прокатывают между металлическими пластинами. Ржавчину и грязь очищают шкуркой и протирают тряпочкой, смоченной в керосине.
Затем приступают к заточке рейсфедера, кронциркуля. Уравнивание створок рейсфедера выполняется вращением кронциркуля на бруске при вертикальном положении иглы. После этого выполняют заточку внешних сторон створок рейсфедера, предварительно вынув иглу из кронциркуля. Заточка кронциркуля проверяется вычерчиванием окружностей разного диаметра и толщины. Если линия получается рваной, рейсфедер затачивают вновь.