Вычерчивание съемочних оригиналов карт
Съемочный оригинал выполняется в результате проведенных топографо-геодезических работ (мензульной и аэрофототопографической съемок).
Основным методом создания топографических карт в настоящее время является аэрофотосъемка; она проводится в тех случаях, когда необходимо создать карту на большую территорию. При съемках небольшого участка выполняется мензульная съемка, так как в этих случаях аэрофотосъемка экономически нецелесообразна.
Съемочный оригинал при мензульной съемке выполняется на чистом листе бумаги, который предварительно укрепляется на мензульной доске. Перед выходом в поле на планшет наносят углы рамки, координатную сетку, пункты геодезической основы, сверху планшет покрывается чистым листом чертежной бумаги, так называемой рубашкой. В процессе работы на рубашке прорезают окна в местах стояния мензулы, по скошенному краю линейки кипрегеля проводят карандашные вспомогательные линии. Проводить их следует карандашом твердостью 5Т-6Т, заточенным в виде лопаточки или на конус. Линии долл^ны быть тонкими, толщиной 0,10—0,15 мм и достаточно бледными, чтобы после накола точки их молчно было легко сиять мягкой резинкой.
В процессе мензульной съемки делается множество наколов с помощью измерителя. Накол выполняют, установив иглу перпендикулярно к поверхности бумаги. Точка от иглы измерителя не должна превышать 0,1—0,2 мм. Карандашная точка также должна быть не больше 0,1—0,2 мм. Для этого карандаш в процессе работы постоянно подтачивают о наждачную мелкозернистую бумагу № 1.
В полевых условиях при мензульной съемке проводится карандашная рисовка всех предметов местности и рельефа. Рисовка выполняется остро заточенным карандашом твердостью ЗТ — 6Т (выбор карандаша зависит от погодных условий: если погода жаркая, то работают карандашами 5Т-6Т). Карандашные линии должны быть тонкими, толщиной 0,1 мм, сочными и однотонными, при рисовке линий от руки пользуются методом наращивания штриха. Нажим на карандаш должен быть легким, чтобы линию при необходимости можно было легко снять мягкой резинкой. Вся карандашная рисовка должна быть аккуратной и четкой, ненужные карандашные линии должны быть сразу же полностью удалены с оригинала.
Всю рисовку местности в карандаше выполняют непосредственно на точке, с которой производится съемка. Объекты местности изображают в соответствующих условных знаках, причем точка условного знака, обозначающая местоположение предмета, должна совпасть с наколом. Реки и ручьи, изображаемые в одну линию, вычерчиваются в карандаше с постепенным утолщением. При изображении населенных пунктов в карандаше шрафировка площадей кварталов делается более разреженной (масштаб 1 : 25ООО и 1 : 50ООО), чем при выполнении ее тушью, или выполняется окраска голубым и розовым карандашом (масштаб 1:10 000). Окраска делается бледной, чтобы ее можно было снять мягкой резинкой. Отдельные строения, которые в дальнейшем должны быть залиты черной тушью, слегка затушевываются графитным черным карандашом. Все дороги вычерчиваются соответствующими условными знаками. При вычерчивании шоссейных дорог в две линии обе линии вычерчиваются тонкими. При вычерчивании условных знаков насыпей и выемок вычерчиваются тонкие штрихи.
Дополнительные и вспомогательные горизонтали при карандашной рисовке должны быть хорошо различимы. Для этого длина штрихов звеньев полугоризонталей увеличивается, а вспомогательных — уменьшается. При вычерчивании в карандаше условных знаков почвенно-растительного покрова и грунтов вспомогательная разграфка не делается — значки расставляются на глаз. Все подписи выполняют остовными шрифтами, располагать их нужно так, чтобы не возникало сомнения в принадлежности подписи к тому или иному объекту.
Параллельно с выполнением мензульной съемки вычерчивается калька высот. Перед выходом в поле на кальку высот наносятся рамка карты, точки координатной сетки и пункты геодезической сети. Ежедневно в процессе съемки на кальку высот с планшета переносятся все пункты съемочной сети, все переходные точки и точки съемочных ходов, а также реечные, с подписями их отметок. Обозначения пунктов триангуляции, точек полигонометрии, реперов и их подписи вычерчиваются красным цветом. Точки съемочной сети вычерчиваются черным цветом, причем в числителе черной тушью подписывается номер точки, а в знаменателе красной тушью — ее высота. Урезы вод подписываются зеленым цветом, а склонение магнитной стрелки — синим. Полностью вычерченная калька высот оформляется следующим образом: посредине, сверху подписывают номенклатуру листа, справа — «калька высот», внизу — масштаб, Калька высот служит контролем правильности вычерчивания горизонталей на съемочном оригинале, так как в процессе работы в поле карандашный рисунок горизонталей может быть затерт или вычерчен ошибочно. Кальку высот накладывают на съемочный оригинал, и помещенные на ней реечные точки должны подтверждать правильность рисовки горизонталей на оригинале.
Иногда при съемке сложной контурной ситуации ведется калька контуров. На нее могут наноситься не все контуры, а только наиболее сложные и важные. Вычерчивается такая калька тушью ежедневно. К ее графическому оформлению предъявляются те же требования, что и к кальке высот. Однако и они не могут обеспечить абсолютную сохранность полевой карандашной рисовки, поэтому производится ежедневное вычерчивание съемочного оригинала тушью по мере выполнения съемки. Не допускается отставание закрепления карандашного рисунка на оригинале тушью более чем на три дня. Все элементы содержания на съемочном оригинале вычерчиваются тушью с большой тщательностью, точностью и в цветах, предусмотренных таблицами условных знаков (обычно в три-четыре цвета).
На съемочном оригинале зеленым цветом (вместо голубого, данного в таблицах условных знаков) вычерчиваются все элементы гидрографии: береговая линия морей, рек, озер; реки и ручьи, изображаемые в одну линию; колодцы, родники, урезы вод, изобаты, численные характеристики всех водных объектов и их собственные названия, штриховка болот и их численная характеристика. Штриховка болот на съемочном оригинале может выполняться голубым цветом, так как не каждый топограф или картограф может выполнить рисунок болот качественно и красиво, сохранив тот рисунок, который дан в условных знаках. При дальнейшем фотографировании съемочного оригинала голубая штриховка не воспроизводится, тем самым голубая копия, полученная с полевого оригинала, получается более качественной, т. е. участки, занятые рисунком болот, не затемнены. На издательском оригинале опытный чертежник-оформитель выполнит рисунок болот в соответствии с условными знаками.
Коричневой тушью на съемочном оригинале вычерчивают горизонтали и их подписи, скалы, осыпи, овраги, обрывы, промоины и их численные характеристики, пески, каменистые и бугристые поверхности и т. п., т. е. все те условные знаки, которые е таблицах условных знаков даны коричневым цветом.
Красной тушью вычерчиваются отдельные знаки растительности в соответствии с таблицами условных знаков и граница, обозначающая постепенный переход одного вида растительности в другой.
Все остальные элементы содержания на съемочном оригинале вычерчиваются черным цветом (населенные пункты, дорожная сеть, границы, растительность и т. д.),
Прежде чем выполнять вычерчивание съемочного оригинала тушью, необходимо восстановить затертые карандашные линии, а лишние линии снять мягкой резинкой. Оставшимися крошками мягкой резинки круговыми движениями ладони убирают грязь с оригинала (сильно нажимать не следует). Поля оригинала можно почистить чернильной резинкой. Смахнув крошки резинки чистой тряпочкой или ваткой, приступают к вычерчиванию съемочного оригинала тушью, которое выполняется с большой тщательностью и с соблюдением размеров и рисунков условных знаков. Допускается отступление от размера условного знака только на 0,1 мм. При вычерчивании оригинала тушью под руку подкладывается чистый лист бумаги для предохранения от затирания карандашного рисунка, особенно при выполнении разграфки по линейкам. Линейку, треугольник или синусный прибор перед работой необходимо протирать чистой тряпочкой или листочком бумаги.
Вычерчивание тушью выполняется точно по карандашным линиям, поэтому горизонтали, гидрографию, некоторые виды дорог или отдельные их участки принято вычерчивать чертежным пером, а не кривоножкой. Только опытные топографы, хорошо владеющие инструме1-1том, могут пользоваться кривоножкой.
В полевых условиях допускается упрощенное зарамочиое оформление: не вычерчивают внешнюю рамку и масштаб заложений, некоторые зарамочные надписи могут быть оставлены в карандаше.
Рассмотрим порядок и некоторые особенности вычерчивания съемочного оригинала. Чтобы избежать лишних исправлений и подчисток, а также не пропустить главного при вычерчивании съемочного оригинала тушью, придерживаются следующей последовательности.
Сначала вычерчивают линии внутренней рамки оригинала и выполняют окраску зеркала ©оды голубой акварельной краской, кварталов — голубой и розовой (в зависимости от преобладания в них огнестойких или неогнестойких строений).
С особой тщательностью и точностью вычерчивают опорные пункты, высотные точки и предметы местности, имеющие значение ориентиров, их числовые характеристики и пояснительные подписи.
Еще раз уточняют расположение надписей, выполненных в карандаше. Начертания и размер шрифтов должны соответствовать шрифтам, приведенным в таблицах условных знаков Для более быстрого выполнения надписей можно изготовить трафарет: на небольшом кусочке пластика вырезают отверстия высотой немного больше высоты букв (с учетом толщины остро отточенного карандаша) и длиной, равной самой большой надписи. ч1
Вычерчивание населенных пунктов начинают с промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектов, их названий и численных характеристик. Все сооружения, показывающиеся внемасштабными условными знаками, ориентируют относительно рамки карты, а не относительно линий кварталов, внутри которых они расположены (см. рис. 49, Затем вычерчивают главные улицы и проезды, выдающиеся здания, прочую внутреннюю застройку, контуры, которые являются внешними контурами населенного пункта, условные знаки садов, парков, огородов и т. д.
При вычерчивании дорожной сети прежде всего выполняют железные дороги. Если параллельно железнодорожной линии на близком расстоянии проходит автодорога, то полотно железной дороги вычерчивают по ее действительному положению, а автодорогу сдвигают. Просвет между ними должен быть не менее 0,2 мм.
При вычерчивании дорог показывают все сооружения, находящиеся на них, и линии связи, а также отдельные строения, расположенные вне населенных пунктов. Если дорога изображается в две линии, то строение показывают на линии дороги, а если в одну, то на расстоянии 0,2 мм от нее.
Вычерчивание гидрографии начинают с урезов вод и пристаней, так как они могут разрывать береговую линию. Затем вычерчивают береговую линию рек, морей, озер и других водоемов, реки и ручьи, изображаемые в одну линию, и, наконец, временные водотоки.
После гидрографии вычерчивают рельеф и все численные характеристики, относящиеся к нему, в следующей последовательности: овраги, обрывы, промоины, скалы и другие формы, показываемые специальными условными знаками, затем утолщенные основные, дополнительные и вспомогательные горизонтали.
Изображение рельефа дополняется числовыми отметками характерных точек местности, которые выполняют черным цветом.
При вычерчивании границы места перегибов фиксируют резкими изломами штрихов или точками знака. В таких случаях длина звена границы и промежутка может быть увеличена или уменьшена. Выступающие детали рисунка оград ориентируют внутрь ограждаемых территорий (в отдельных случаях — в менее загруженную штриховыми элементами сторону).
Вычерчивание почвенно-растительиого покрова и грунтов начинают с их границ. Затем выполняют карандашную разграфку для размещения заполняющих условных знаков с помощью синусных линеек, палеток и трафаретов. Если исполнитель имеет определенные навыки и у него хороший глазомер, можно выполнять карандашную разграфку с помощью обычной линейки и треугольника или вычерчивать условные знаки на глаз без вспомогательного построения. Условные знаки растительности и грунтов не следует пересекать изображениями других объектов, так как даже шахматная расстановка может быть нарушена;
условный знак может быть немного сдвинут в сторону или вообще опущен. Густота расстановки знаков растительности зависит от площади, занимаемой угодьем: если площадь маленькая, то расстояние меледу знаками может быть уменьшено на одну треть.
При выполнении условных знаков лесов, поросли леса, сплошных зарослей кустарников прежде всего в центре площади размещают характеристику древостоя. Если площадь, занимаемая лесом, большая, характеристика дается несколько раз. Если площадь небольшая или представляет узкую полосу, то характеристику древостоя помещают вне контура леса.
Еще раз просматривают расположение всех надписей и, если необходимо, их переносят на другое место. Установив, что надпись размещена правильно (не пересекается другими объектами), ее вычерчивают тушью.
Завершают изготовление съемочного оригинала вычерчиванием внешней рамки и зарамочного оформления.
Просмотренный корректором и редактором съемочный оригинал после исправления всех замечаний передается для выполнения с него издательского оригинала. Издательский оригинал вычерчивается чертежником-оформителем, хорошо владеющим всеми чертежными инструментами и приемами топографического черчения. Все надписи, численные характеристики и целый ряд условных знаков выполняют с помощью фотонабора.
На съемочном оригинале в настоящее время широко используются самоприклеивающиеся переводные изображения, с помощью которых выполняются надписи, цифры и многие условные знаки.
Последовательность вычерчивания съемочного оригинала тушью может меняться в зависимости от снимаемой местности. Приведенного порядка вычерчивания оригинала необходимо придерживаться при выполнении учебного задания. Всю ситуацию с макета фрагмента съемочного оригинала необходимо скопировать тонкими, мягкими линиями, легко снимающимися резинкой, а затем вычертить тушью в той последовательности, которая была приведена выше и в соответствии с номерами условных знаков, данных на макете. Утолщенные горизонтали, промоины, реки следует копировать тонкой линией, а не утолщенной. Точечный пунктир границ угодий копируют удлиненной пунктирной линией, а полевые дороги и тропы — тонкой сплошной линией. Населенные пункты, прямые участки дорог копируют по линейке. Скопированный рисунок сличают с рисунком макета, исправляют искажения, получившиеся в процессе копирования, и только после этого вычерчивают оригинал тушью. На рис. 60 дан пример вычерчивания части съемочного оригинала в масштабе 1 : 10 000 на основе Учебной топографической карты (М., 1978).
Особенности черчения по фотоснимкам
Работа на фотоснимках, т. е. вычерчивание фотопланов, имеет свои особенности. Чтобы тушь хорошо ложилась на фотоэмульсионный слой, перед работой поверхность фотоплана протирают мягкой резинкой. Если снимки выполнены на глянцевой фотобумаге, то их поверхность слегка протирают чернильной резинкой, чтобы немного снять глянец. Карандашную рисовку на фотоплане выполняют очень тщательно. При этом используют карандаши Т, ТМ, 2М., чтобы не повредить фотоэмульсию. Особая осторожность требуется при работе на фотоплане чертежными инструментами. Чертежные перья подбираются наиболее мягкие (№ 41). Рейсфедер, кривоножка и кронциркуль не должны врезаться в фотобумагу.
Полевое вычерчивание фотоплана тушью проводится по мере выполнения съемки и в тех же цветах, что и съемочный оригинал мензульной съемки. К его вычерчиванию предъявляются те же требования, что и к съемочному оригиналу, сохраняется та же последовательность вычерчивания элементов содержания.
Если при вычерчивании фотоплана пользуются обычной тушью и краской, то неправильно вычерченный рисунок можно аккуратно удалить влажной ваткой. Восстанавливают рисунок только после полного высыхания поверхности. Когда весь оригинал вычерчен, с него удаляют фотоизображение путем отбеливания. Отбеленный фотоплан выглядит так же, как съемочный оригинал мензульной съемки. Иногда в тушь и краску при вычерчивании фотоплана добавляют 2 %-ный раствор двухромовокислого аммония или двухромовокислого калия, тогда при отбеливании тушь и краска не расплываются. Однако исправление допущенных ошибок при работе такой тушью без порчи эмульсионного слоя невозможно, поэтому исполнитель должен работать с особенной тщательностью и не допускать ошибок.
Зарамочиое оформление фотоплана в полевых условиях делают сокращенное: не вычерчивают минутную и внешнюю рамки, линейный масштаб и др.