Рейсфедеры

  

Рис. 27. Рейсфедеры

Рейсфедеры служат для вычерчивания линий тушью. Разли­чают линейные (прямые, простые), вращающиеся (криво­ножки), круговые (циркульные), а также одинарные и двойные рейсфедеры. Линейный рейсфедер предназначен для проведе­ния линий по линейке или лекалу, вращающийся — для вычер­чивания кривых линий от руки, круговой — для проведения дуг и окружностей.


Одинарный рейсфедер (рис. 27, а) состоит из двух метал­лических створок, закрепленных иа ручке и раздвигающихся при помощи винта. Конструкция рейсфедеров может быть раз­личной: с откидными и поворачивающимися створками, полу­торными, полуавтоматическими, калибровыми.
Первые легко чистить (рис. 27,6, в), но они быстро изнашиваются.
Полутор­ный рейсфедер (рис. 27, г) вмещает в себя больше туши и по­зволяет получать большую толщину линии (обычный рейсфедер дает толщины линий до 1,5 мм).
Полуавтоматический рейсфе­дер (рис. 27, д) имеет полую ручку, в которую заливается тушь. Тушь поступает к створкам по капиллярной трубке после нажатия головки наверху ручки. После работы полуавтоматом необходимо промывать резервуар для туши и капиллярную трубку.
Калибровый рейсфедер (рис. 27, е) имеет иа винте оцифровку, позволяющую устанавливать необходимую толщину линии. Широкие створки рейсфедера позволяют набирать больше туши при вычерчивании толстых линий.

Рис. 28. Дефекты рейсфедера

Двойной рейсфедер состоит из двух скрепленных между со­бой рейсфедеров, имеющих одну ручку (рис. 21,ж). Помимо винтов, регулирующих толщину линий, имеется винт, изменяю­щий расстояние между рейсфедерами. Двойным рейсфедером удобно вычерчивать по линейке параллельные линии.

Круговой рейсфедер (рис. 27, в) предназначен для чертеж­ного циркуля. Отличается изогнутостью створок, которые при работе помогают достигать перпендикулярности рейсфедера к плоскости чертежа.

В последние годы наша промышленность стала выпускать рапидографы — чертежные трубчатые ручки, в которых тушь из резервуара подается не в рейсфедер, как в полуавтоматическом рейсфедере, а в тонкую трубку. Разный диаметр трубочек по­зволяет вычерчивать линии различных толщин. Рапидографы можно использовать как чертежные ручки и как рейсфедеры. Однако лучше всего чертить ими по шаблонам. Обведение про­рези шаблона при вертикальном положении рапидографа обес­печивает получение хорошего качества изображения.

Рис. 29. Заточка рейсфедера: а - І-прием, б - ІІ-прием.

Рейсфедер должен вычерчивать ровные линии толщиной от 0,1 до 1,2 мм. Изображение высокого качества получают при выполнении следующих требований: концы створок рейсфедера должны иметь одинаковую длину и толщину и находиться в одной плоскости; рейсфедер должен быть хорошо заточен, но не резать бумагу; рейсфедер должен быть прочно закреплен на ручке, а кривоножка — на стержне. Поэтому перед работой ин­струмент должен быть проверен.

Если при просмотре будут обнаружены дефекты, обозначен­ные на рис. 28, рейсфедер следует заточить. Заточку произво­дят на мелкозернистом точильном бруске (оселке) средней и высокой твердости. Предварительно брусок смазывают машин­ным маслом.

Вначале необходимо сделать концы створок рейсфедера оди­наковыми по длине. Для этого соединяют створки винтом и ста­чивают их, держа рейсфедер перпендикулярно и наклоняя его влево и вправо при движении (рис. 29, а). На рисунке пока­зано состояние рейсфедера до и после первого приема заточки. Затем нужно заострить сточенный конец створки рейсфедера. Для этого между створок закладывают кусочек ластика или дерева и стачивают внешнюю сторону указанной створки (рис. 29,6).

После заточки, чтобы снять заусеницы, производится шли­фовка инструмента на сухой мелкозернистой наждачной бу­маге. Делается это теми же приемами, что и при заточке, но с минимальным нажимом. Внутренние стороны створок шли­фуют вдвое сложенной шкуркой. Двойной рейсфедер точат так же, как и одинарный.