Рейсфедеры
Рейсфедеры служат для вычерчивания линий тушью. Различают линейные (прямые, простые), вращающиеся (кривоножки), круговые (циркульные), а также одинарные и двойные рейсфедеры. Линейный рейсфедер предназначен для проведения линий по линейке или лекалу, вращающийся — для вычерчивания кривых линий от руки, круговой — для проведения дуг и окружностей.
Одинарный рейсфедер (рис. 27, а) состоит из двух металлических створок, закрепленных иа ручке и раздвигающихся при помощи винта. Конструкция рейсфедеров может быть различной: с откидными и поворачивающимися створками, полуторными, полуавтоматическими, калибровыми.
Первые легко чистить (рис. 27,6, в), но они быстро изнашиваются.
Полуторный рейсфедер (рис. 27, г) вмещает в себя больше туши и позволяет получать большую толщину линии (обычный рейсфедер дает толщины линий до 1,5 мм).
Полуавтоматический рейсфедер (рис. 27, д) имеет полую ручку, в которую заливается тушь. Тушь поступает к створкам по капиллярной трубке после нажатия головки наверху ручки. После работы полуавтоматом необходимо промывать резервуар для туши и капиллярную трубку.
Калибровый рейсфедер (рис. 27, е) имеет иа винте оцифровку, позволяющую устанавливать необходимую толщину линии. Широкие створки рейсфедера позволяют набирать больше туши при вычерчивании толстых линий.
Двойной рейсфедер состоит из двух скрепленных между собой рейсфедеров, имеющих одну ручку (рис. 21,ж). Помимо винтов, регулирующих толщину линий, имеется винт, изменяющий расстояние между рейсфедерами. Двойным рейсфедером удобно вычерчивать по линейке параллельные линии.
Круговой рейсфедер (рис. 27, в) предназначен для чертежного циркуля. Отличается изогнутостью створок, которые при работе помогают достигать перпендикулярности рейсфедера к плоскости чертежа.
В последние годы наша промышленность стала выпускать рапидографы — чертежные трубчатые ручки, в которых тушь из резервуара подается не в рейсфедер, как в полуавтоматическом рейсфедере, а в тонкую трубку. Разный диаметр трубочек позволяет вычерчивать линии различных толщин. Рапидографы можно использовать как чертежные ручки и как рейсфедеры. Однако лучше всего чертить ими по шаблонам. Обведение прорези шаблона при вертикальном положении рапидографа обеспечивает получение хорошего качества изображения.
Рейсфедер должен вычерчивать ровные линии толщиной от 0,1 до 1,2 мм. Изображение высокого качества получают при выполнении следующих требований: концы створок рейсфедера должны иметь одинаковую длину и толщину и находиться в одной плоскости; рейсфедер должен быть хорошо заточен, но не резать бумагу; рейсфедер должен быть прочно закреплен на ручке, а кривоножка — на стержне. Поэтому перед работой инструмент должен быть проверен.
Если при просмотре будут обнаружены дефекты, обозначенные на рис. 28, рейсфедер следует заточить. Заточку производят на мелкозернистом точильном бруске (оселке) средней и высокой твердости. Предварительно брусок смазывают машинным маслом.
Вначале необходимо сделать концы створок рейсфедера одинаковыми по длине. Для этого соединяют створки винтом и стачивают их, держа рейсфедер перпендикулярно и наклоняя его влево и вправо при движении (рис. 29, а). На рисунке показано состояние рейсфедера до и после первого приема заточки. Затем нужно заострить сточенный конец створки рейсфедера. Для этого между створок закладывают кусочек ластика или дерева и стачивают внешнюю сторону указанной створки (рис. 29,6).
После заточки, чтобы снять заусеницы, производится шлифовка инструмента на сухой мелкозернистой наждачной бумаге. Делается это теми же приемами, что и при заточке, но с минимальным нажимом. Внутренние стороны створок шлифуют вдвое сложенной шкуркой. Двойной рейсфедер точат так же, как и одинарный.