Техника фоновой окраски

Фоновая окраска подразумевает ровное окращивание площади. Для обеспечения фоновой окраски необходимы знание техники раскрашивания, а также правильная подготовка красок и бумаги.
Вначале разводят краску, так как она должна отстояться. Краски рекомендуется разводить в неширокой посуде, воды в которой должно быть не менее 2—2,5 см по высоте. Свежеразведенная и густая акварельная краски дают при окрашива­нии полосы и пятна. Верхний слой отстоявшейся краски пере­ливают в чистую посуду и ею пользуются при фоновой окраске. Обычно краска отстаивается около часа. При недостатке вре­мени от крупных частиц пигмента в разведенной краске избав­ляются фильтрованием. Брать краску нужно только с верхнего слоя приготовленного раствора, не дотрагиваясь кистью до осевших на дно частиц. Разводить краски нужно столько, чтобы ее хватило для окраски. Перед работой всегда делают пробное окрашивание.

Для фоновой раскраски подбирается плотная белая бумага, желательно без оттенков и без посторонних включений. Сти­рать на бумаге, подлежащей окрашиванию, категорически за­прещено, так как при окрашивании будут образовываться пятна, которые нельзя исправить. Закрепленную на фанере или картоне бумагу смачивают с помощью кисти или ватного там­пона чистой водой.
К фоновой окраске приступают только после того, как бу­мага высохнет. Красят обязательно при наклонном положении бумаги движением кисти слева направо и снова, уже ниже, справа налево. Окраску начинают с верхней части контура.
Бумагу поворачивают так, чтобы узкая сторона окрашиваемой поверхности была вверху. При этом иа кисти всегда должен быть избыток краски в виде красочного валика, так как окраска полусухой кистью приводит к полосам. Поэтому на кисть берут столько краски, чтобы ее было в избытке, но чтобы она в то же время не капала с кисти. Если красочный валик иссяк, то кисточкой снова добирают краску. При этом краску всегда берут сверху раствора. Излишек краски внизу окрашен­ной площади снимают кистью, предварительно осушенной о промокательную бумагу.
Движения кисти должны быть плавными, не очень быст­рыми, чтобы не исказить границу окрашиваемой площади. В то же время работать медленно нельзя, так как подсыхающая краска может дать полосы. Ни в коем случае не следует пы­таться подправлять уже окрашенные участки. Это приведет к пятнам. Если нужно повторить окраску для усиления тона, то лучше повторить окрашивание в обратном направлении и лишь после того, как высохнет первая окраска.
Площади со сложной конфигурацией во избежание образо­вания пятен или полос окрашивают по частям. Для этого в ка­честве границ принимают различные линии на бумаге (дороги, реки, меридианы и т. п.). Не следует просушивать окрашенную площадь промокательной бумагой.
Если на окрашенной площади обнаружатся пятна, не нужно спешить переделать работу заново. В большинстве случаев ее можно поправить. Например, более темные пятна легко ослабляются мягкой резинкой. Если пятно большого размера, то его промывают ватным тампоном или кистью чистой водой, а смы­тую краску промокают бумагой. Иногда помогает промывка мыльным раствором. Светлые пятна закрашивают полусухой кистью, стараясь не заходить за пределы пятна. В тех случаях, когда вышеперечисленные приемы не помогают, делают «за­платку». Для этого чистый лист бумаги окрашивают в нужный тон, вырезают из него «заплатку», с обратной стороны утоньшают ее края и заклеивают испорченное место.
Нужный цвет для окрасок можно получить двумя спосо­бами: механическим и лессировкой. При механическом способе нужный цветовой тон получают смешением различных красок. Например, чтобы получить зеленый цвет, смешивают желтую и голубую краски. При лессировке нужный цвет получается пу­тем последовательного наложения одной краски при окрашивании на другую. Например, зеленый цвет можно получить, окрасив голубую площадь желтой краской. Способ лессировки обычно применяется при исправлении работ, а также при под­боре более гармоничного сочетания цветов. Кстати, используя голубую, розовую и желтые краски, можно получить зеленый, оранжевый и синий цвета.
Работа красителями отличается от технологии окраски ак­варельными красками. Во-первых, красители не нуждаются в отстаивании. Во-вторых, они проникают в толщу бумаги, а по­тому не смываются водой с окрашенной поверхности. Наконец, красители при окраске бумаги не дают ровного фона. Как пра­вило, первые движения кисти создают более интенсивную окраску, чем последующие (краситель быстро впитывается в бу­магу). Поэтому при работе на чертежной бумаге пользуются не красителями, а акварельными красками.
Красители широко применяют при окраске картографиче­ских фотоизображений или при изготовлении красочных ориги­налов карт по особой технологии на специальной бумаге. В качестве фотоматериала используют матовую фото­бумагу, дающую более высокое качество окраски по сравнению с глянцевой. В качестве красителей обычно используют спе­циальные фотокрасители.
Для равномерного распределения красителя по поверхности фотобумаги в краситель добавляют глицерин и поливиниловый клей.

Tags » «