Субтрактивное смешение цветов

Рис. 91. Схема субтрактивного смешения цветов (а), принципиальная схема субтрактивного смешения цветов (б)

Смешением субтрактивного типа, или вычитательным смешением называется образование новых цветов путем последовательного поглощения различных цветовых лучей падающего света.

Именно этим объясняется получение новых цветов при смешении красок, так как каждая краска поглощает лучи определенного состава; на глаз будут действовать лишь непоглощенные цветные лучи.

Рассмотрим пример, поясняющий субтрактивное смешение (рис. 91, а).

Если через желтое стекло смотреть на обычный белый свет, он покажется нам желтым, так как в слое стекла поглотились лучи синей части спектра, а прошедшие сквозь стекло лучи красной и зеленой частей спектра, действуя на глаза суммарно, производят впечатление желтого цвета. Если на пути этих лучей поставить еще одно цветное стекло, например пурпурное, будет вычитаться еще одна часть цветных лучей (в пурпурном задержатся лучи зеленой части спектра), и мы увидим оранжево-красный цвет. Если теперь на пути этих красных лучей поставить поглощающий их фильтр голубого цвета, мы увидим через все три стекла черный цвет, так как все лучи падающего света будут последовательно поглощены.

Так же, в принципе, объясняется получение новых цветов при наложении друг на друга прозрачных красок (лессировка).

В случае с красками, которые всегда представляют собой мутные среды, общий цвет будет зависеть и от очередности наложения слоев краски (рис. 92).

Практическое применение смещения субтрактивного типа очень широко. Это различные виды изобразительного искусства, цветная фотография и цветное кино, цветная полиграфическая печать, малярное дело и т. д. Смешение красок при оформлении карт, а также при их издании происходит также по принципу субтрактивного смешения. Правда, образование новых цветов путем перекрытия цветных сеток при печатании карт объясняется обоими видами смешения цветов как аддитивным

(в местах, где краски не наложены друг на друга), так и субтрактивным. Это же происходит и при цветной растровой печати: в светлых местах изображения точки разных цветов могут не накладываться друг на друга, и в этих местах общий цвет получается по законам аддитивного смешения.

При работе с красками следует учитывать их избирательные свойства и принципиальную схему субтрактивного смешения (см. рис. 91, б). Применяя указанную на схеме триаду красок— пурпурную, голубую и желтую можно, накладывая их друг на друга в разных пропорциях, получить множество разных цветов.

Указанная триада красок широко применяется при издании цветных репродукций с картин и фотографий (так называемая трехцветка), но приходится добавлять четвертую краску, например коричневую или серую, так как три прозрачные краски практически не дают достаточно черного цвета. Трехкрасочная печать широко применяется при издании карт. Этот способ позволяет получить экономический эффект за счет сокращения числа красок, а также и повысить качество издания карт.

Принципиально процесс трехкрасочной печати многоцветных оригиналов заключается в следующем – Многоцветный оригинал, чтобы копии с него можно было отпечатать в три краски, фотографируют последовательно с тремя разными цветными светофильтрами, получая для каждой краски свой негатив. На негативе, с которого будет изготовляться печатная форма для желтой краски, места, соответствующие желтому цвету на оригинале, должны быть прозрачными. Такой негатив получают фотографированием через фиолетово-синий фильтр, задерживающий желтые лучи. Негатив для голубой краски получают через оранжево-красный фильтр, для пурпурной—через зеленый.

Идеально каждая краска триады должна полностью пропускать лучи двух основных зон спектра и поглощать лучи третьей зоны. Поэтому желтую краску часто называют «минус синяя», пурпурную — «минус зеленая», голубую — «минус красная». Фильтр же должен пропускать лучи одной зоны — те, которые поглощаются соответствующей краской.

Трехкрасочная репродукция оригиналов осложняется тем, что реальные фильтры и особенно реальные краски существенно отличаются по своим избирательным свойствам от идеальных, т. е. имеют иные спектральные характеристики. На рис. 93 наглядно видно, что в идеальном случае кривая фильтра дополняет кривую соответствующей краски до получения кривой, соответствующей белому цвету, т. е. цвета краски и фильтра являются взаимно дополнительными. Кривые же реальных красок и фильтров в той или иной степени захватывают соседние зоны, они, кроме того, показывают, что и внутри каждой зоны интенсивность отражения (пропускания) по спектру разная. Вследствие этого подобрать комплект красок и фильтров для трехкрасочной репродукции таким образом, чтобы цветопередача получилась совершенно правильной, практически невозможно. Поэтому в процессе репродукции для исправления цветопередачи применяется цветоделительная ретушь негативов или так называемый метод маскирования. В настоящее время широкое распространение получают электронные методы цветоделения— цветокорректирования.

Рис. 92. Схемы, поясняющие влияние очередности изложения красочных слоев (для лессировочных красок)

Рис. 93. Кривые спектральной характеристики: а — идеальных фильтров и красок для трехкрасочной репродукции; б — реальных фильтров и красок