Способы выполнения авторского оригинала

При разработке тематических карт, особенно карт, создаваемых впервые, изготавливают авторский оригинал, который разрабатывают в процессе редакционной подготовки карты и выполняют под руководством редактора или автора-специалиста. Как правило, авторский оригинал выполняют в масштабе издания карты и он полностью соответствует будущей карте как по содержанию, так и по оформлению. Поэтому авторский оригинал выполняют в условных знаках и красках, предусмотренных для издания.

Для сложных и впервые проектируемых карт может выполняться несколько вариантов авторских оригиналов.

Способы создания оригиналов могут быть различными в зависимости от наличия и полноты исходных картографических материалов.

Прежде всего на авторский оригинал должна быть нанесена географическая основа будущей карты: фотопутем (получение голубых копий), копированием на просвет, с помощью проектора или фототрансформатора. Иногда географическую основу печатают той краской, какая предусмотрена для издания, и ее уже не вычерчивают на авторском оригинале. В этом случае созданию географической основы на авторском оригинале предшествует ее создание на составительском оригинале карты.

Специальное содержание на авторский оригинал переносят с изданных картографических материалов теми же способами, что и географическая основа карты, или наносят визуально (или с помощью пропорционального циркуля), используя литературные и статистические данные, по контурам географической основы.

В ПКО «Картография» разработана технология создания авторского оригинала, когда вначале вычерчивают всю штриховую нагрузку карты, включая и надписи. Чтобы краска или тушь в дальнейшем не расплывалась, в нее добавляют хромированный альбумин. Затем все вычерченные штриховые элементы задубливают на свету или под дуговыми фонарями и струей воды смывают незадубленные частицы краски или туши. После высушивания раскрашивают фон акварельными красками, вычерченный штриховой рисунок уже не расплывается.

Вся штриховая нагрузка карты может быть вычерчена тушью «Колибри» или несмываемой тушью. После высыхания туши можно производить фоновую окраску.

Законченный и утвержденный авторский оригинал является основным картографическим источником для нанесения специального содержания карты на составительский оригинал без привлечения источников, по которым он создавался. Если специальное содержание будущей карты несложное, авторский оригинал может выполнять функции составительского оригинала (составительский оригинал карты уже не готовится).

При создании авторского оригинала и особенно эскизов оформления карт, обложек для атласов и обложек для туристских карт можно пользоваться аппликациями из цветных бумаг, а также гуашью и темперой. Этими средствами широко пользуются в ПКО «Картография». Гуашь чаще всего используют для выполнения штриховых элементов на авторском оригинале или для окраски фона различных диаграммных фигур на предварительных эскизах, когда решается только вопрос цветового оформления карты или обложки. Для фоновой окраски лучше пользоваться темперой. Работают темперой по-сухому (т. е. окрашиваемую площадь предварительно не смачивают водой), большими и широкими мазками, как при работе масляными красками (кистью большого размера).

Цветные бумаги для аппликаций можно получить с помощью темперы или печатью на станке. Например, выбрав общий фон карты, на него наклеивают вырезанную голубую копию, на которой затем раскрашивают значки, диаграммные фигуры или наклеивают условные знаки, вырезанные из цветной бумаги. С помощью цветных аппликаций можно очень быстро создать несколько вариантов оформления карты или обложки. Аппликациями широко пользуются при создании карт плакатного типа, в основном разового пользования для сопровождения доклада, лекций и т. п.