Цветоведение в картографии

Таким образом, применение различных цветов увеличивает различимость объектов на карте и облегчает ее чтение, делает ее более наглядной.

Поскольку различные цвета воспринимаются глазом по-разному, многоцветный картографический рисунок выглядит менее плотным, а карта — заметно менее нагруженной, чем совершенно одинаковая по содержанию одноцветная карта. Это различие настолько разительно, что с первого взгляда бывает трудно узнать одно и то же содержание в двух различных по цветовому оформлению картах.

Отсюда следует, что применение различных по цвету красок позволяет существенно обогатить содержание карты по сравнению с черно-белой картой без ущерба для читаемости.

Применение цветных красок позволяет решать оформление карты по принципу многоплановости, т. е. наиболее важные элементы содержания давать более яркими, более «броскими» цветами, хорошо различимыми на фоне, с тем, чтобы они читались в первую очередь, были «на первом плане». Второстепенные элементы при соответствующем оформлении будут читаться во вторую очередь, «на заднем плане». Принцип выделения главного на первый план важен в оформлении карт различных типов, но особенно большое значение он имеет для карт учебного и агитационно-пропагандистского назначения.

Цвет на карте очень часто играет роль условного обозначения. Уже приводился пример, когда цвет определяет принадлежность объекта к гидрографии или рельефу и т. д. Но часто на картах бывает так, что именно определенный цвет, согласно легенде, сообщает читателю характеристику объекта. Так, окраска кружка может означать определенный комплекс промышленности, окраска ареала — вид растительности и т. д. Особенно ярко эта роль проявляется на тематических картах. Заметим, что цвет на карте как условное обозначение может передавать не только качественные, но и количественные характеристики изображаемых явлений.

Наконец, применение цвета на карте позволяет оформить ее не только наглядно, но и красиво, нарядно, так, чтобы карта привлекала своим внешним видом, чтобы ее оформление способствовало эстетическому воспитанию миллионов читателей.

Разумеется, как последняя, так и ряд других функций цвета на карте будут выполнены не всегда, а лишь при соблюдении ряда правил и рекомендаций, вытекающих из курса оформления карт и науки о цвете — цветоведения, и при умелом обращении с красками. Естественно, что при помощи одних и тех же красок может быть создано как совершенно безграмотное и уродливое, так и поистине научно-художественное картографическое произведение.

С цветом, с красками картограф имеет дело на всех основных этапах создания карты. Поэтому основные сведения из области цветоведения должны быть известны каждому картографу. Особенно же тесно с цветоведением соприкасаются картографы при разработке красочного оформления карт как штрихового, так и фонового и в процессе подготовки карты к изданию. Качество оформления готовой, изданной карты во многом зависит от того, насколько знакомы картографы-издатели со свойствами красок, закономерностями их смешения, особенностями восприятия цветов и другими вопросами цветоведения. Разумеется, важно, чтобы основные сведения из области цветоведения всегда были на вооружении у «хозяина» карты — ее редактора.

Цветоведение —сравнительно молодая наука. Ее основы заложены такими всемирно известными учеными, как Леонардо да Винчи, Ньютон, Ломоносов, Максвелл, Гельмгольц, которые много внимания уделяли вопросам цвета. Большую роль в развитии цветоведения сыграли такие советские ученые, как Н. Д. Нюберг, С. В. Кравков, Н. Т. Федоров и др. Цветоведение изучает физическую теорию цвета, теорию цветового зрения, вопросы, связанные с восприятием цветов, вопросы классификации и измерения цветов и др. Выводы цветоведения широко используются в различных видах изобразительного искусства, в полиграфии, в текстильной промышленности, в театре и кино, на транспорте, в быту.

Страниц: 1 2